Разъяснения по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
- Подробности
- Создано 18.04.2023
(далее – режим НПД).
По смыслу части 1 статьи 2 Федерального закона № 422-ФЗ применять режим НПД (стать т.н. «самозанятым») могут как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и иные физические лица.
Федеральный закон № 422-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, сам по себе не содержит запрет
на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, запреты, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее – должностные лица).
Таким образом, должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно пункту 4 части 2 статьи 6 Федерального закона № 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
В части, касающейся соблюдения ограничения, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), необходимо учитывать, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является факт выполнения в соответствующей организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от применяемого налогового режима.
Таким образом, применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.
В случае заключения указанных договоров с такими организациями получение соответствующего согласия необходимо.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Несмотря на тот факт, что применение должностным лицом режима НПД не является коррупционным правонарушением, необходимо обращать внимание на природу получаемых должностным лицом доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в отношении которых применяется режим НПД.
В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении таким лицом антикоррупционных стандартов.
Так, например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).
В этой связи при отнесении деятельности к предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом стоит также учитывать, что согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве», исходя из которого временная сдача в аренду (наем) недвижимого имущества (в том числе жилого помещения), не может рассматриваться в качестве нарушения установленного запрета на осуществление предпринимательской деятельности при условии, что такое имущество приобретено для личных нужд или получено по наследству либо по договору дарения, но необходимость его использования отсутствует.
Учитывая изложенное, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего режим НПД, не является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности и нарушением соответствующего запрета. Кроме того, сдача в аренду (наем) жилых помещений сама по себе не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных категорий лиц.
Дополнительно сообщаем, что указание тех или иных доходов, в отношении которых применяется режим НПД, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного и заполнения соответствующей формы справки, размещенными на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.
Инструктивно-методические материалы по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции"
- Подробности
- Создано 18.04.2023
Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)
- Подробности
- Создано 17.01.2023
Методические рекомендации для применения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год) подготовлены Министерством
при участии Администрации Президента Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных государственных органов.
В ходе использования в работе указанных Методических рекомендаций предлагаем обратить внимание на следующее.
1. Методические рекомендации учитывают особенности представления сведений лицами, замещающими публичные должности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области
и Херсонской области, а также отдельными категориями лиц в связи с проведением специальной военной операции.
2. В Методических рекомендациях предлагается определенная иерархия организации работы по оказанию консультативной и методической помощи
в представлении сведений.
3. В пункте 20 Методических рекомендаций подчеркнуто, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности представить сведения в рамках декларационной кампании, по общему правилу, являются правоотношения, имеющиеся на 31 декабря отчетного года.
4. Отмечено, что уточненные сведения за предыдущие декларационные кампании не представляются, но в рамках текущей декларационной кампании
к сведениям могут быть приложены применимые пояснения (пункт 37 Методических рекомендаций).
5. В пункте 44 Методических рекомендаций отдельно указаны полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в регулировании вопросов невозможности представления сведений отдельными категориями лиц.
6. Указана необходимость оценки использования актуальной версии специального программного обеспечения "Справки БК" на дату представления сведений.
7. В пункте 53 Методических рекомендаций обращено внимание на ситуации, получения денежных средств от реализации товаров (работ или услуг) и одновременном их распоряжении в пользу третьих лиц.
8. Актуализирован перечень выплат, которые могут быть признаны доходом для целей законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также перечень денежных средств, которые не являются таким доходом.
9. Учитывая возникающие на практике вопросы повторно отмечаем, что доход от операций с ценными бумагами выражается в величине суммы финансового результата.
10. Уточнены положения Методических рекомендаций, касающиеся цифровых финансовых инструментов.
11. В пункте 181 Методических рекомендаций акцентировано внимание на особенностях владения инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.
12. Положения Методических рекомендаций в целом актуализированы с учетом изменений нормативных правовых актов Российской Федерации.